Жан-Поль Сартр Грязными руками (Les Mains sales, 1948) "История дурацкая - как и все истории. Издалека она еще на что-то похожа,но если посмотреть вблизи - все рассыпается..." Это отнюдь не метафора. Сартр - великий маэстро толочь воду в ступе - показывает в этой пьесе страдания и тлен безысходности человеческого разума, осознающего Бездну. Здесь человек - существо рациональное - испытывает на себе всю ошеломляющую очевидность нелепицы, называющуюся страстями человеческими, познает лик Абсурда, Неизвестности, Неуверенности, Ничтожности. Разум пытается концептуализировать реальность, ему нужна твердая опора для размышления, он везде ищет рациональное зерно, но нигде не находит. Глупая, бессмысленна история полная шума и ярости, история обычного человека - Раскольникова - который понимает необходимость совершения выбора, но не решается его совершить. Он декадент? Да! Он трус? Да! Достоен ли он сострадания? Если вы ответите "Да" - это будут всего лишь слова, не портящие сценарий. Видите, я заставил вас сделать выбор, или, по крайней мере поставил перед необходимостью его сделать. Запомните этот голос внутри вас, произносящий "да" или "нет" - это говорит ваша самоуверенность. Вы надеваете маску и играете роль: Ницше: Нет! Христос: Да! Только наш главный герой ответил бы: "Я не знаю". Он - "буржуйский сынок", интеллигент-анархист", он никогда не голодал, когда другие думали о пище, он думал о справедливости и идеалах. Достоен ли он сострадания? А достоен ли сострадания Мерсо из романа А. Камю "Посторонний"? Жессика, жена главного героя - еще одна жертва абсурдного непостижимого "взрослого" мира - очутившись перед необходимостью совершить выбор, говорит: "Я ничего не понимаю, и понимать не хочу! Почему меня ничему не научили, почему ничего не обьяснили? Меня отпустили в ваш взрослый мир внушив, что единственное, что мне нужно делать - это расставлять цветы по вазам!" Позже, когда оба члена семьи приходят к пониманию иллюзорности их общего счастья, слова Жессики обьясняют: "Я ничем не могу ему помочь, мы слишком похожи". Для нее - для декоративного создания, для "экзистенциально-посторонней", для непонимающей - мужчина есть воплощением здравого смысла, всезнающего, защищающего, приказывающего отца. Но ее муж совсем не таков. Он ни в чем не может быть уверен, он сам нуждается в защите и твердой отцовской руке: "Я слишком много думаю. Мне нужна дисциплина чтобы избавиться от мыслей. Жить по приказу: есть, спать, стоять, повиноваться...". Обоюдный агностицизм не дает им покоя. Жессика только играет роли. Она не понимает реальность, и может только изображать эмоции. Исполнение роли приглушает, вытесняет в подсознание страх перед Бездной. Они спрашивают друг друга "ты любишь меня?", они ищут друг у друга уверенности хотя бы в этом. "Скажи что ты меня любишь", - но нет, после спектакля "Свадьба" они оказались на голом берегу. Увидев Хедерера, Жессика обретает надежду на спасение из Бездны. "Он такой настоящий, и все, к чему он притрагивается, тоже стает настоящим", - говорит Уго. Хедерер стает отцом для обоих, он уверен в себе, он знает что-то такое, чего не знает ни один из них. Не знает - и не хочет знать! Нужно верить! Нужно подчиняться тому, кто знает! Жессика с легкостью приемлет эту веру, отдавая себя во власть Хедерера, но Уго не так прост. Он мужчина, он трус, пытающийся себя уважать, пытающийся спасти себя в одиночку, ни у кого не заимствуя уверенности. Всю жизнь он терзается своей бесспомощностью и не бросает замыслов построить свою крепость: для себя и для жены - как и полагается настоящему мужчине. Достоен ли он сострадания? Достойна ли она порицания? А дальше - Одни слова. Плоские и бессмысленные. И смерть. И ад. Ведь где есть двое - там ад. В конце-концов главный герой находит выход, который все искупает, всему придает смысл. Человек ведь не может вынести лик Абсурда. И все слова, написанные Сартром исчезают вместе с Уго. Остается Пустота. Вы пережываете сильные эмоции? Ваши глаза увлажнились? Вы только что совершили выбор, неосознанно выбрав жизнь.

Теги других блогов: литература театр Жан-Поль Сартр